Декан журналистики ВГУ Владимир Тулупов: «Порой мы ломимся в открытые двери»

7 апреля в главном корпусе ВГУ прошли общественные слушания «Региональные СМИ. Законодательное обеспечение деятельности и проблемы развития».

В мероприятии, совпавшем с закрытием медиафорума Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость», приняли участие представители региональных СМИ, причем не только из Воронежа. На слушаниях выступил декан факультета журналистики Владимир Тулупов, который предложил ввести в школах и университетах факультативный предмет медиа-воспитание.

— Наши люди совершенно не понимают, что они читают и где, они блуждают в медиа-пространстве, натыкаясь иногда на совершенно неподходящие издания, — отметил Владимир Тулупов. — Поэтому у нашего читателя и складывается ощущение, что все СМИ необъективны и лживы, и, конечно же, из-за этого падают и продажи, и просмотры, и вообще общий рейтинг издания. Это одна из главных проблем, решение которой, сможет довольно многое изменить.

Текст выступления Владимир  Тулупов выложил на группе Гильдии аналитической журналистики в «фэйсбуке». Приводим его полностью.

«Независимые СМИ – главное средство обратной связи власти и общества. Без них все стороны гражданского диалога рискуют утратить «чувство реальности», перестать слышать друг друга. Кстати, напомню, что на прошлогоднем майском медиафоруме ОНР в Санкт-Петербурге Президент РФ, отвечая, кстати, на вопрос нашего коллеги Романа Прыткова из газеты «МОЁ!», четко обозначил свою позицию: «Общество в целом заинтересовано в развитии независимого сегмента СМИ… И поэтому, конечно, нужно отработать такую систему поддержки, чтобы она распространялась на всех».

Возможно ли это? Ведь во многих случаях государственная поддержка массмедиа делает их зависимыми. А как сегодня выжить независимым СМИ?

Вот на только что завершившейся международной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции ее президент Дмитрий Мартынов справедливо посетовал на то, что отрасль печатных СМИ все еще не относится к социально-значимым отраслям. И это лишь одна из макропроблем, требующих решений на государственном уровне. Перечислю и другие, касающиеся лишь печатных изданий:

— рост цен на бумагу и рост затрат на производство;

— высокие арендные ставки на помещения под офисы издательств, отсутствие льгот;

— снижение рекламных доходов на рынке печатных СМИ;

— ограничение участия иностранного капитала на рынке печатных СМИ;

— сокращение читательской аудитории традиционных СМИ.

А есть еще издательские проблемы, проблемы на подписном рынке, проблемы распространителей. Думается, именно их решением (для того, чтобы в информационном поле могли создаваться и функционировать на равных с государственными общественные, частные и др. СМИ, а не заниматься мелочной опекой редакций, вмешиваясь в их политику) и должны заниматься отвечающие за региональную информационную политику. То есть создавать условия – правовые, экономические, идеологические – для развития региональных СМИ любого статуса и любых форм собственности. Тогда и вопрос дотаций будет снят с повестки дня, и идея постепенного разгосударствления СМИ реализуется.

Конечно, и органы власти вполне естественно считают неприемлемой ситуацию, при которой оказание поддержки СМИ может обернуться поддержкой усилий по продвижению узких интересов элитных групп или по расшатыванию государственных устоев в целом. Ведь у независимых СМИ, пользующихся высоким доверием граждан, огромный потенциал влияния на общественное мнение, а уровень ответственности далеко не всегда соответствует этому потенциалу.

В итоге власть, поддерживая СМИ, стремится и к осуществлению контроля над ними, что угрожает независимости и даже творческой самостоятельности редакций – со всеми вытекающими отсюда последствиями, и прежде всего, падением уровня доверия граждан к массмедиа.

Некоммерческое партнерство «Гильдия аналитических журналистов» ищет формы сотрудничества, и, думается, идея с грантами пока стала одной из эффективных форм. Вот уже третий год как нам выделяется государственная субсидия на распределение грантов между независимыми СМИ по темам, определенным правительством области.

Грант – это творческое задание, которое журналисты выполняют абсолютно самостоятельно, не согласовывая ни с кем своих публикаций и руководствуясь исключительно интересами своей аудитории. Это дает возможность творческого раскрепощения и ярких результатов. Повторюсь, в рамках обозначенной темы.

Например, в текущем году тема грантовой программы Гильдии – «Совершенствование освещения в СМИ проблем социально ориентированных НКО и социальных (благотворительных) проектов представителей реального сектора экономики (в том числе, по поддержке НКО)».

Что касается возможных злоупотреблений свободой слова, то мы наладили систему общественного контроля, суть которой в том, что все публикации, выходящие в рамках грантового задания, размещаются в группе Гильдии в социальной сети. Это дает возможность следить за тем, насколько добросовестно и ответственно, профессионально и этично подходят получатели грантов к выполнению своих творческих обязательств. Кстати, Гильдия объединяет журналистов самых разных взглядов, с самым разным опытом, поэтому тенденциозности в такой коллективной оценке нет.

Кроме того, для повышения уровня профессионализма, степени понимания общественно-политической, социально-экономической ситуации мы проводим различные публичные мероприятия, на которых обсуждаем весь спектр проблем наших массмедиа, в том числе и связанных с грантовой программой.

Конечно, формы поддержки независимых СМИ необходимо совершенствовать, икать и находить новые, но опыт ГАЖ – один из примеров сбалансированного подхода к государственной поддержке независимой прессы. И здесь необходимо отдать должное правительству, поддержавшему наш эксперимент, который, кстати, в столице замечен и отмечен как пример для подражания.

P.S. Поскольку я выступал последним, то смог внимательно прослушать все выступления, на некоторые из которых захотелось оперативно откликнуться.

  1. Порой мы ломимся в открытые двери: уже существуют разработанные концепция Союза журналистов России «Судьба региональной прессы: проблемы господдержки, приватизации, взаимодействия СМИ и органов власти», Концепция модернизации института журналистики Валерия Иваницкого и др.
  2. Совершенно согласен с тезисом о том, что исчезновение с информационного поля СМИ – это поражение учредителей, владельцев и издателей. Это я – о закрытии «Молодого коммунара», которому через два года могло бы исполниться 100 лет, и журнала «Воронежский телеграф», история которого начиналась в XIX веке. «Пересечение информации» – не аргумент. Кто мешал переформатировать издание, произвести редизайн, наконец, обновить редакцию, чтобы тот же «МК» был опять возвращен молодежи?.. А «ВТ» вообще был очень популярен в культурной среде. Хотите издавать что-то новое? Пожалуйста. Но не за счет уже существующих брендов. Чтобы не «вместо», а «вместе».
  3. Голосую и за предложение Ю. И. Таранцова осуществлять господдержку образовательным программам. Наш факультет одним из первых в России открыл и более десяти лет реализовывал годичную программу переподготовки «Журналистика» на базе высшего образования. Группа из 12-15 слушателей во время трех сессий (более 250 аудиторных часов) осваивала профессиональные дисциплины, защищая практико-ориентированные выпускные работы и получая дипломы государственного образца. Области это стоило около 200 тысяч рублей, но и в таком финансировании было отказано. Зато проводятся краткосрочные и дорогостоящие медиафорумы…
  4. Давно ратую за введение (хотя бы на факультативной основе) школьной дисциплины «Медиаобразование». Она была бы полезна и студентам вузов: ведь сегодня нет ни одного человека, который так или иначе не контактировал бы со средствами массовой коммуникации и средствами массовой информации.

Похожее ...