Хоронить подписку рано

Ситуацию, которая сложилась сейчас на рынке подписки, многие издатели считают безвыходной: кажется, что без государственной поддержки подписка просто исчезнет как явление. Почта России не хочет снижать тарифы, не дает скидок и предлагает СМИ повышать качество публикаций. Редакции, в свою очередь, переориентируются на розницу и в спешном порядке создают собственные службы распространения. Но выход ли это? 

Подписка всегда была для газет и журналов гарантией стабильности, показателем того, что люди готовы читать и покупать издание. Розница менее предсказуема, а значит, финансовый фундамент предприятия может в любой момент дать трещину. Этот путь подходит крупным федеральным изданиям, имеющим большой доход от рекламы. Районным газетам, которые выберут такой вариант развития, придется ежедневно бороться за выживание. Шансы на победу, к сожалению, у них невелики.

Не спасут издания и собственные службы распространения. Создать эффективно работающую систему с нуля получится у единиц, остальные вряд ли продвинутся дальше найма курьера: слишком дорогим выходит удовольствие. Некоторым изданиям уже приходится привлекать распространителей, работающих на общественных началах. Естественно, что ни о каком сервисе в этом случае даже речи не идет: таким способом решается вопрос выживания, и редакциям не до имиджа.

Тем не менее, ситуацию на рынке нельзя назвать безвыходной. Помимо Почты России, заявляющей, что «торг не уместен», есть немало альтернативных подписных агентств. Конечно, они ориентированы на корпоративную подписку и уже заняли весомую долю этого рынка. Например, «Урал-Пресс» доставляет газеты и журналы половине российских компаний. В целом услугами агентства пользуется примерно четверть общего числа подписчиков России.

В «смутные времена» на рынке именно массовость корпоративной подписки может помочь изданиям выжить. Если почтовые тарифы не позволяют газете предложить своему читателю индивидуальную подписку по разумной цене, почему бы не реанимировать распространенный ранее вариант коллективной подписки? Потребителю по большому счету не важно, доставят ему газету домой или положат на рабочий стол в офисе. Главное, что ее привезут вовремя, пока информация еще свежая, и ему не придется идти за ней самому. Переход к коллективному формату сделает подписку дешевле, а значит, доступнее. При этом такие крупные агентства, как «Урал-Пресс», строго соблюдают сроки доставки и гарантируют высокий уровень сервиса, что непременно скажется и на репутации издания.

Совместными усилиями можно сделать более интересным для читателей и формат подписки «До востребования». Сейчас чтобы получить свой экземпляр газеты на почте, человеку придется отстоять немалую очередь. Особенно характерно такое явление для небольших городов. Мы со своей стороны готовы обсуждать с издателями создание альтернативных пунктов выдачи газет и журналов на базе отделений службы доставки Boxberry, входящей в группу компаний «Урал-Пресс». На сегодняшний день это 153 пункта выдачи в 112 городах России. Все они располагаются в густонаселенных и центральных районах, рядом с транспортными развязками. Удобный график работы и отсутствие очередей приятно порадуют ваших читателей. Мы можем на практике доказать, что формат подписки «До востребования» — современный и выгодный.

«Почта России» уже давно не является монополистом на рынке подписки. Поэтому ее ценовая политика, хоть и негативно влияет на общую ситуацию, но полностью разрушить систему подписки вряд ли сможет. Просто теперь рынок станет более вариативным и более конкурентным.

 

Источник: «Планета СМИ»

Похожее ...