Винсент Даффи: «Журналистская независимость у нас заложена в ДНК»

28 февраля в Арт-Отеле прошла встреча воронежских журналистов с американским коллегой Винсентом Даффи (Vincent Duffy), директором новостей Мичиганского радио (NPR) и обладателем множества общенациональных журналистских наград. В ходе встречи Даффи рассказал, на каких принципах строится работа в его редакции, как научиться финансовой и идеологической независимости (и не нажить врагов) и как чувствует себя Америка, выбравшая Трампа

AP-4675

— В Америке есть такая поговорка «Любой может быть экспертом, если в пяти тысячах миль от дома». Так вот я могу сказать, что в американской журналистике я эксперт, — замечает Даффи. — При этом я совсем не эксперт в американо-российских отношениях, но вопросы о политике возникнут наверняка, так что я готов поделиться своим мнением.

Винсент Даффи_аудио

Справка

Даффи возглавляет совет Ассоциации радио-, телевизионных и цифровых новостей (Radio/Television/Digital News Association, RTDNA), крупнейшую в США организацию по электронной журналистике. Он также был председателем совета RTDNA в 2013 г.

В качестве журналиста он работал с новостями из Европы, Австралии и Африки. Даффи часто выступает с презентациями и лекциями по журналистике, как в США, так и за рубежом.

Даффи – выпускник Кентского университета (Kent State University) со специализацией по политологии и телекоммуникациям. Магистерскую степень по изучению СМИ он получил в Университете Майами в Огайо (Miami University of Ohio).

О современных ньюсрумах

Первая часть встречи посвящена работе Мичиганский радиостанции, в которой Даффи 2007 года занимает пост директора новостей.

Сегодня в подчинение журналиста 18 репортеров, которые освещают события, происходящие по всему штату. Повестка строится из сетевого контента и материалов, добываемого в «поле». Иногда — буквально.

Даффи замечает, что за счет развития интернет-технологий в последние годы система медиа заметно изменилась. Главное отличие современного ньюз-рума, будь это теле-компания или газетное издательство в том, что параллельно с созданием тв-рв-передач, версткой газеты, не останавливается работа с сайтом медиа. А иногда сайт даже выходит на первое место.

— Когда я только начинал работать на радио, я даже не знал, как пишутся некоторые слова, — смеется журналист. — Для нас самым главным было правильно их произносить, но не обязательно было правильно писать.

AP-4620

Ну и конечно же, стоит учитывать потребности своей аудитории. Люди в возрасте по-прежнему черпают информацию из теле или радиопередач, тогда как молодая аудитория (это люди до 30-35 лет), получает новости из социальных сетей.

В остальном, американская редакция мало чем ( если говорить в общих чертах, все-таки системы  различаются) отличается от российской: летучки по утрам, выезд на место события, написание текста, редактура, запись, выпуск в эфир.

Главная особенность американских медиа от любых других медиа мира, российских в том числе, состоит в том, что в Штатах нет государственной организации, которая бы контролировала деятельность СМИ внутри страны. Телеканалы, радиостанции, газеты и интернет-ресурсы могут принадлежать большим корпорациям или быть некоммерческими. Последние существуют за счет материальной поддержки со стороны медийных корпораций, спонсорской дотаций и пожертвований от слушателей (для таких кампаний, ка правило, отводится пара недель в году).

AP-4636

О независимости

— Американские медиа, вне зависимости от того, это общенациональная компания или небольшое местное издание, стараются быть независимыми, — замечает Даффи. — Никто не говорит нам, что освещать: ни губернатор, ни президент, ни рекламодатели. Также мы ставим Firewall между журналистами, рекламным отделом и спонсорами, чтобы они никак не могли друг на друга влиять. Это часть нашего этического кодекса. Конечно, я не могу сказать, что такого никогда не происходит. Но исключения случаются крайне редко. Если мы делаем сюжет, который так или иначе касается нашего рекламодателя, мы скажем об этом слушателям, чтобы те сами могли решить, насколько предлагаемый журналистом материал объективен.

В Америке не редкость, когда журналисты публикуют критические материалы даже о тех компаниях, которые являются их спонсорами. Логичный вопрос из зала: не боятся ли медиа с такой политикой потерять крупных рекламодателей?

— Я не боюсь, — серьезно говорит журналист. — Когда я работал в Иллинойсе, был случай, когда наша радиостанция потеряла поддержку важного для нас спонсора из-за сюжетов, которые мы про них делали. Но общественный интерес здесь намного важнее. Посколько основную часть финансирования сегодня мы получаем от слушателей, то мы должны ориентироваться на интересы аудитории в первую очередь. Это повышает нашу репутацию.

Не мало вопросов у слушателей о ведущих СМИ Америки, которые нередко демонстрируют чуть ли не противоположные мнения. Кому верить?

Даффи демонстрирует схему, на которой все медиа разделены на три большие группы «правые», «левые» и «центристсткие». Журналист замечает что, к счастью, наиболее популярные СМИ находятся именно посередине: они предоставляют своим читателям-слушателям-зрителям максимально объективную информацию, стараясь найти баланс между разными точками зрения.

— Каждая медиа-компания принимает свои решения самостоятельно, без давления со стороны каких-либо политических сил, спонсоров или кого бы то еще ни было. Эти цели могут диктоваться бизнес-соображениями, политическими взглядами или другими причинами. Ценность журналистской независимости заложена в нашем ДНК, для нас это очень важно.

AP-4657

О Трампе

Избрание Трампа президентом США становится чуть ли не лейтмотивом всей встречи. Начинают с недавнего «Оскара», на котором либеральный Голливуд не стеснялся саркастично шутить над политиком. СМИ, кстати, тоже не отстают. 45-ый президент довольно легкая мишень: легко обижается, да еще и в твитере активно отвечает обидчикам.

Медиа по-разному оценивают нового президента. Например, у FOX-news, который в основном вещает для республиканцев, раньше была довольно милитаристская направленность, не очень дружелюбная по отношению к России. Сейчас, поскольку они приверженцы Трампа, Россия становится другом, а не угрозой. CNN, смотрят на это с более юридической точки зрения, считает Даффи.

— У телеканалов разные точки зрения и то, что на FOX будет рабочим моментом в отношениях двух стран, CNN вполне могут раздуть скандал. Но ни одно медиа не даст намеренно фальшивую информацию.

AP-4635

Другой пример: распространенную для США проблему стрельбы в школах освещать будут все медиа. Естественно. Но если для центристских и левых СМИ это будет подано в духе «произошла еще одна трагедия, мы должны усилить контроль за продажей и ношением оружия», то правые медиа, из которых черпает информацию тот же Дональд Трамп, скажут об этом с точки зрения «нам важно ношение оружия, м должны защищать себя от таких ситуаций и таких людей».

— Никто не врет, нет пропаганды, которая бы защищала точку зрения правительства, но если вы смотрите только один канал, вы наверняка станете приверженцем их точки зрения. Но реальность такова, что аудитория выбирает медиа в зависимости от своего мировоззрения, а медиа всего лишь их поддерживает.

Впрочем, сила американской системы в том, что есть различные мнения и люди сами могут выбирать во что верить.

И, отвечая на вопрос из зала, в Америке нет тем, которые нельзя освещать ни под каким углом. Есть вопросы сложные, но на такие темы говорить крайне важно.

— Правительство не может нам запретить освещать какие-либо вопросы. В этом одновременно наше благословение, и наше проклятие. Мы много времени тратим на ерунду, — шутит Даффи.

Даффи упоминает о громком деле с кризисом водоснабжения в городе Флинт, в Мичигане, за которую журналисты радиостанции получили Премию Дюпон.

Напомним, что кризис случился в апреле 2014 года, когда город, оказавшийся в тяжелой финансовой ситуации сменил источник водоснабжения, для экономии средств. Вместо воды, поступающей из системы водоснабжения Детройта, в город стали подавать воды из местной реки Флинт. Она не подвергалась должной обработке, и в итоге из-за выщелачивание металлов из старых труб, была испорчена свинцом. Более полутора лет жители пили испорченную воду и ничего об это не подозревали. Систему не удалось полностью очистить до сих пор.

При этом, отмечает Даффи, какие бы острые темы журналисты не освещали, они всегда чувствуют себя в безопасности. До тех пор пока репортер не нарушил закон, он может быть уверен в том, что его редакция его поддержит. В зале интересуются, а не боятся ли представители медиа физической расправы. Для России вопрос крайне актуальный, для Америки — нет.

— Идея о том, что мы можем быть в опасности даже не приходила мне в голову, — признается Даффи. — В бОльшей опасности я нахожусь, когда иду по неблагополучным районам Детройта, чтобы поговорить с местными жителями об их проблемах, взять комментарий. Но и то, случайные нападения там крайне редки. Угрозы журналист может услышать от какого-нибудь одиночки-сумасшедшего, но никогда от организаций или политических партий. Я уверен, что могу говорить ужасные, даже неправдивые вещи о президенте или губернаторе, например, и при этом не подвергать себя физической опасности.

О независимости с финансовой точки зрения и еще немножечко о Трампе

Сейчас бюджет нашей радиостанции Мичигана —7,5 миллионов в год. Две трети из этого бюджета поступают из пожертвований частных лиц, еще 15-20% — спонсорских денег, 6% — из «Корпорации общественного вещания».

— Кстати, сегодня Трамп должен представить бюджет на следующий год. Говорят, там будет увеличение на обороноспособность страны еще на 10%. И это не смотря на то, что США тратит больше, чем все страны мира (прим. ред. — и даже если взять общий расход стран, которые находятся в этом рейтинге со 2-го по 8-е место, США все равно выиграет), президент считает нам нужно еще больше. А для этого нужно будет избавиться от ненужных расходов. Например, от «Корпорации общественного вещания». Впрочем, мы от этого не пострадаем. Только появится еще один повод сказать слушателям, как сильно мы нуждаемся в их поддержке. А вот небольшие радиостанции могут умереть.

AP-4673

В то, что Америка выбрала нового президента, американцы, кажется, до сих пор не поверили. Может все-таки русские хакеры виноваты?

— В начале президентской компании был один человек, который верил в победу Дональда Трампа, и это был сам Дональд Трамп. Его никто не воспринимал всерьез. Во многом именно поэтому он и выигрывал праймериз. Помимо него от республиканской партии было 17 кандидатов, и каждый из них был более квалифицирован в классическом понимании. У Трампа же нет опыта в политике, во время праймериз он говорил такие речи, что казалось вот, его последний момент. Опросы предсказали, что победит Хилари Клинтон, опережая Трампа на 4%. Но мы всегда забываем о погрешностях таких опросов, которая составляет 2-2,5%. По голосам избирателей Клинтон победила. Но у нас есть система выборщиков, поэтому наиболее важно в скольких штатах ты победил, чем сколько индивидуальных голосов ты собрал. Для большинства людей его победа была сюрпризом.

Об отношениях США и России

— Мне хочется закончить нашу встречу на позитивной ноте. Думаю, что большинство американцев бы проголосовало за улучшение отношений между нашими странами. Есть очень много областей, в которых мы можем сотрудничать: борьба с терроризмом, поддержание экономической стабильности в мире, надеюсь, что мы к этому все-таки придем.

Похожее ...